Как работает поиск в поисковой системе

Поиск в интернете доступен только при использовании браузера и через определенные системы. Сегодня мы расскажем, как работает поиск в поисковой системе. В структуре каждой поисковой системе есть специальная программная часть, на которой строится поисковый механизм. Называется он просто поисковым движком и представляет собой комплекс программ, обеспечивающий возможность поиска данных. После того, как произошло обращение к поисковику, система генерирует ранжированный список результатов на специально созданной странице. Порядок ранжирования – от наиболее актуальных к менее релевантным.

Релевантность результатов означает их соответствие запросу пользователя. Система анализирует текстовые материалы сайтов и расположенные на них гиперссылки и выдает сайты с наиболее большим процентом совпадений выше остальных. Это распределение называется ранжированием, то есть присвоением сайтам определенных “рангов” и сортировке в соответствии с ними.

Но остается вопрос: как именно поисковая система готовит материалы на выдачу и как он ищет нужные данные? Для сбора информации в систему поисковика встроен специальный бот (краулер, паук, у него много названий). Процесс работы системы поиска можно разделить на 3 этапа:

  1. Сначала поисковая система сканирует сайты в интернете и собирает копии веб-страниц, сохраняя их на сервер. Это занимает огромные объемы данных и пока что является непригодным к выдаче.
  2. Затем начинается работа с информацией и приведение ее в порядок. Информация сортируется таким образом, что за меньшее время система будет обращаться к тем сайтам, которые, предположительно, ожидал увидеть пользователь. Это называется индексацией: страницы готовы к появлению на экране пользователя, а переделанная база выступает в роли индекса.
  3. Последний этап – ключевой во всем процессе поисковых запросов. От него зависит поисковая выдача. Принимая запрос от пользователя, система выдает определенные страницы, опираясь на ключевые слова или те, которые близки к ним. Происходит отбор данных, наиболее соответствующих этим ключевым словам, из актуальной базы информации, сформированной ранее. Ранжирование же выполняется на основе тех алгоритмов, которые встроены в систему.

Так что оценить поисковую систему по эффективности можно, взяв за главные критерии скорость выдачи результатов и корректность предоставляемого материала (то есть его соответствие запросу пользователя). Но систему можно обмануть и этим пользуются люди, которые стремятся продвинуть такой сайт. Тем не менее такой “обман” быстро чистится. В мире существуют много поисковых систем и несмотря на то, что Google и Yandex уже давно обогнали своих конкурентов, многие другие системы стремятся развивать свой поиск, улучшая качество выдаваемых результатов взамен на количество собираемой на первых этапах информации. Будет ли это эффективно – покажет время.